четверг, 23 октября 2014 г.

Пишите...без ошибок

Пишитебез ошибок
Учителя, ученые – лингвисты, логопеды и образованная общественность всего мира бьют тревогу: дети мало читают, безграмотно пишут.
Цифры: в 50-60-е годы статистика стойких нарушений чтения и письма у школьников составляла 6%. В настоящее время эта цифра выросла до 30%.
Недавние исследования дошкольников 6-7 лет выявили предпосылки к появлению дисграфии в  школьном возрасте у 10,5 – 50,5%  (в зависимости от вида нарушений).
Как все начинается
       Жил-был Малыш. Малыш любил новые книжки - если мама почитает. Но мама почему-то все время хотела, чтобы Малыш читал себе сам. Ему не нравились буквы, но его не спраши­вали. А потом Малыш превратился в Школьника, и сказка стала совсем грустной - потому что его еще и пи­сать эти ненавистные буквы застави­ли.
              Да ну ее, эту сказку, вообще. Хоро­шего конца там не предвидится. У учителей настроение портится с каж­дым годом - безграмотность стала по­хожа на эпидемию, от которой еще не придумали лекарства.
В каждом классе, если вспомнить школьное детство, было двое-трое вот таких учеников, какие ни­же описаны в дневнике учительницы.
Сережа Н.
Читает по слогам очень медленно, с ошибками, простой текст понимает, чуть посложнее - уже нет. Рассказывает с большим трудом, наизусть не выучил за год НИ ОДНОГО стихотворения. Писать ему очень трудно, пальцы не удерживают ручку. Лучше всего получается обводить по написанному.       
Андрюша А.  
Охотно учит стихи наизусть, но читает  очень медленно. При письме не успевает, делает множество ошибок при диктовке: соединяет слова друг с другом в причудливых сочетаниях. Например, «Ребяталепя тснежнуюба бу» (при этом смысл каждого слова он понимает, но, когда пишет, его те­ряет).
Из родительского форума: Педагог заваливает сына колами и двойками начиная с 1-го класса, а сейчас хочет оставить его на второй год. Мы наня­ли логопеда, пытаемся заниматься са­мостоятельно. Однако учитель постоянно обвиняет нас в том, что ребенок  «брошенный», им  «никто не занимается»
Раньше педагогика тогда зна­ла одну причину неуспеваемости – « он лентяй».

 А вдруг это…

дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, про­являющаяся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия не позволя­ет детям достигать уровня развития чтения и письма, соответствующего их умствен­ным способностям.
дисграфия - нарушение становления про­цессов письма и одна из форм недоразви­тия письменной речи, проявляющаяся в по­вторяющихся ошибках стойкого характера.

Пишешь с ошибками? Сделай электроэнцефалограмму
Связь ошибок чтения и письма с ор­ганическими поражениями мозга ус­тановлена давно. Например, если по­ражена левая височная область, то че­ловек не отличает друг от друга глухие и звонкие («б» и «п», «с» и «з») и не в состоянии уловить количество и пос­ледовательность звуков в слове. Каков будет результат письма под диктовку - понятно. А при затылочно-теменных нарушениях искажается зрительное восприятие букв. «Затылочник» забы­вает, как пишутся буквы, путает эле­менты их написания, пишет зеркально.
В дислексии и дисграфии самое не­приятное - сложность диагностики и коррекции.
Но наличие таких заболеваний вовсе не говорит о том, что у человека нарушен интеллект. Он может быть успешен в точных науках, в музыке, художественном творчестве.


Поставить диагноз «дисграфия» или «дислексия» может только спе­циалист. Просто безграмотное пись­мо не является основанием для тако­го диагноза. Зачастую не в состоянии освоить премудрости правописания и совершенно здоровые люди. Вот им-то как раз помочь можно.

Советует Марина Павлова: автор методики интенсивного повышения грамотности.
Существует такое понятие, как «непра­вильная стратегия орфографии». Правильная стратегия всегда связана с визуальными об­разами. Попробуйте произнести по буквам слово «апельсин». Видите ли вы образ сло­ва? Люди с врожденной грамотностью его видят во внутреннем взоре: иногда - как на­печатанное, иногда - как написанное аккурат­ным почерком. При неправильной стратегии орфографии человек не видит образа слова. Он может видеть, представлять сам предмет, его форму, цвет, вкус, запах, но слова не ви­дит. Задача - помочь ему начать видеть обра­зы слов. К сожалению, методика подойдет не всем страдающим хронической безгра­мотностью людям. Но кому-то она действи­тельно может помочь.
Несколько  упражнений на развитие правильной стратегии орфографии
*Поместите правильно написанное слово на­против себя.
*Закройте глаза и поду­майте о чем-нибудь приятном. Затем откройте глаза и посмотрите на слово.
*Поднимите глаза вверх влево и нарисуйте это правильное написание во внутреннем взоре.
*Взгляните на воображаемый вами образ этого слова и запишите буквы, которые видите.  Сверьтесь с правильным  написанием.
* Если вы  ошиблись, вернитесь на одну ступень.
*Посмотрите на воображаемый внутренний об­раз и напишите слово задом наперед (справа налево). Проверьте написание.
Подсказки:
*Если вам трудно визуа­лизировать слово, начните с коротких и простых слов.
* Выберите хорошо зна­комое вам слово и прогово­рите его по буквам вслух сначала в прямом, а потом в обратном порядке.
* Разбейте слово на груп­пы из трех букв и постройте картинку слова из этих групп.
*Неясные буквы выдели­те.
*Закрасьте слово своим любимым цветом.
* Изобразите что-нибудь знакомое - предмет или сценку, как кинокадр, а за­тем поставьте буквы, кото­рые вам нужно запомнить, над ним.
* Если это длинное сло­во, уменьшите буквы так, чтобы все слово целиком легко представлялось мыс­ленно.
*Нарисуйте в воздухе пальцами силуэт буквы, в уме представляя, какие бук­вы вы пишете.
Успехов!                                                       
                                                            Материал подобрала Алевтина Петровна






Комментариев нет:

Отправить комментарий