Дорогие гости !
Уважаемые родители!
Речь – важнейший вид
психической деятельности, который формирует интеллект человека. Именно с
помощью слов ребенок познает мир и начинает общаться. Нет нужды объяснять,
насколько важна способность говорить, правильно озвучивая свою мысль. Поэтому в школе
сейчас проводится обследование речевого
развития будущих наших первоклассников.
Одной из причин речевых нарушений становится
такая врожденная аномалия, как приросшая уздечка языка или верхней губы. И
порой эта патология приводит к весьма трагичным последствиям. Но своевременное
предупреждение, обнаружение и реабилитация помогут устранить возможные
неприятности.
Почему–то в этом году довольно много детей,
имеющих нарушение звукопроизношения из-за того, что у них короткая подъязычная
связка, но родители опасаются ее подрезать. Предлагаю вниманию родителей
статью из журнала «Здоровье детей».
Особый ребенок
Аномалии уздечки не только создают языковые
проблемы,
но и приводят к нарушениям ЖКТи слухового
восприятия
|
ЕВГЕНИЯ НЕДОРЕЗОВА,
ДЕФЕКТОЛОГ,
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ
АКАДЕМИИ
ОТКРЫТИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ,
МОСКВА
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ 2013 февраль
|
Действительно, приросшая уздечка может вестик
искажению конкретных звуков, создавать условия нечеткого произнесения звуковых
сочетаний.
Это происходит из-за нарушения подвижности определенных
мышц.
Уздечка верхней губы
Активно участвующая в звукообразовании круговая
мышца верхней губы соединяется с верхней челюстью в средней ее части уздечкой.
От того, на-сколько она развита (укорочена, полностью приросла), и зависит
качество речи. Если при поднятии верхней губы к носу ощущается полное или ограниченное препятствие, нарушающее подвижность этой
губы, то диагностируется патология.
Уздечка языка
Эта уздечка представляет собой слизистую, идущую
по средней линии нижней части языка и соединяющую его с мышцами, которые
поднимают
его вверх. В норме кончик языка при подъеме может
свободно достать угол верхней губы, а вся поверхность языка должна свободно
присасываться к
твердому небу, не нарушая носового дыхания.
Если движения языка ограниченны – уздечка укорочена. При полном нарушении
подвижности мышц языка можно говорить о приросшей уздечке.
В данном случае ребенку тяжело пережевывать твердую
пищу (мясо, яблоко, морковь), и потому он избегает ее употребления. А это способствует
возникновению проблем желудочно-кишечного тракта.
Дополнительные трудности
Искажения речи по причине аномалии уздечки влияют
и на слуховое восприятие. Пополняя свой лексический запас, ребенок воспринимает
слова так же, как и произносит (как говорим, так и слышим). Сформировавшееся в
дошкольный период стойкое нарушение фонематического слуха (т.е. воспринимающего
звуки) в дальнейшем приводит к проблемам чтения и письма (дислексии и дисграфии).
А отсюда и другие учебные проблемы, ведь звуко-буквенный анализ тесно связан с
усвоением образовательной программы в целом. В частности, он играет важную роль
в овладении иностранными языками.
Если не устранять данные нарушения, то они не только
не исчезают, но и усугубляются. С возрастом ребенок начинает стесняться и
замыкается в
себе, и это становится преградой на пути
реализации его возможностей. А уже у взрослого человека эти неприятности могут
отражаться и на личной
жизни.
Валерий П., лет,
картаво проговаривал р, при этом его язык
уходил в сторону, что представляло весьма
отталкивающее зрелище. Поэтому у молодого человека с
хорошим, крепким телосложением не было друзей.
Юноша сильно переживал, но не знал, к кому
обратиться. Любимая девушка не разделяла его внутренних
страданий, и их отношения распались.
Игорь И., 40
лет, майор в отставке, двое детей. Раньше служил в
Германии. По причине картавой речи его
демобилизовали. Когда семья вернулась на родину, условия
жизни изменились – стали более скромными. И
теперь жену стало раздражать косноязычие мужа.
Это привело к разводу. Игорь очень болезненно
перенес расставание и стал усиленно искать помощи.
Оказалось, что причина проблемы – в приросшей
уздечке языка. После операции и курса логопедической
работы речь полностью нормализовалась. К
человеку вернулось счастье.
И таких примеров множество.
Профилактика
Речь является сложным механизмом, и осваивать ее
желательно с рождения. К сожалению, сегодня наблюдается большое количество
речевых наруше-
ний как у детей, так и у взрослых. А между тем
беды могут пройти стороной, если при появлении долгожданного малыша вы с
любовью осмотрите его, обратив внимание на:
•подвижность языка;
•жевание;
•то, как он сосет соску и грудь.
Если вам что-то не ясно, проконсультируйтесь у педиатра,
стоматолога, дефектолога. При правильной диагностике и своевременной помощи ваш
ребенок не будет страдать.
Доступные меры профилактики:
1. Массаж уздечки, мышц языка и губы. Чаще всего он
помогает разработать пластичность, подвижность соответствующих органов – и
несложные проблемы легко устранятся.
2. Артикуляционная игровая гимнастика для мышц языка,
губ. Дети любят подражать взрослым и с большим удовольствием выполняют такие упражнения.
3. Объясняйте ребенку, как надо правильно жевать,
глотать; развивайте его артикуляционный аппарат.
4.
Учите малыша петь на хорошем выдохе, четко повторяя слоги, слова куплета,
проговаривайте окончания слов, вызывая у него эмоциональный интерес к артикуляции.
5. Применяя игровые приемы, развивайте фонематический
слух ребенка с помощью буквенных изображений звуков, слогов, слов. Сначала говорите
шепотом, потом – чуть громче и, наконец, громко. Можно меняться ролями. Детям
очень нравятся подобные занятия, а потому получаются отличные результаты.
6. Во время упражнений используйте привлекательные
для ребенка яркие предметы.
Если хирург-стоматолог решит, что подсечка уздечки
все же необходима, профилактическая гимнастика может стать замечательной
подготовительной процедурой, облегчающей оперативное вмешательство.
Операция
Операция проста и обычно выполняется амбулаторно.
При соблюдении санитарного режима полости
рта через 2–3 дня пациент поправляется. Затем
желательна консультация дефектолога для корректировки
речи.
В более сложных ситуациях рекомендуется пластика
с накладыванием от 5 до 8 швов. Чаще всего она также делается амбулаторно. В
отдельных
случаях – в стационаре. Через 7–10 дней швы снимают.
Лечение длится до полного выздоровления.
Для реабилитации необходима работа с логопедом,
которая заключается в пошаговой, курсовой работе по восстановлению звуков и
развитию правильной устной и письменной речи.
Исход всегда благоприятен. Но чем раньше обращение,
тем короче период реабилитации.
Желаю успехов.
Ваша Алевтина Петровна
Комментариев нет:
Отправить комментарий